Технологии виртуальной реальности
Виртуальная реальность – одна из вершин развития компьютерных технологий. Сам термин virtual reality (VR) датируется 1989 годом, но материальное обеспечение для его реализации появилось совсем недавно. Это стало возможным только после разработки персональных компьютеров высокой производительности и создания соответствующего программного обеспечения.
Раньше других были массово опробованы технологии VR без погружения в виртуальную реальность. Это панорамные и другие съёмки с 3D-эффектом. Они не дают полного ощущения реальности происходящего на экранах, мониторах и дисплеях. Однако для их демонстрации вполне хватает сравнительно несложной техники, включая компьютеры для массовых пользователей.
Технологии VR с полным погружением на порядок сложнее. Для их пользования вам потребуется компьютерная техника нового поколения, которая представлена такими видами оборудования, как:
-
шлемы, очки и комнаты виртуальной реальности;
-
3D-дисплеи на базе технологии Motion Parallax 3D;
-
многоканальные акустические системы;
-
перчатки datagloves для интерактивной обратной связи с виртуальной реальностью в режиме реального времени и передачи тактильных ощущений;
-
костюмы виртуальной реальности.
Компьютеры для использования этих аксессуаров должны обладать очень высокой производительностью и быстродействием. Техника для VR с полным погружением стоит немалых денег, и позволить её себе могут немногие.
Ещё одной причиной достаточно медленного распространения технологий VR с полным погружением является несовместимость оборудования и программного обеспечения к нему от разных производителей. Несмотря на создание ведущими компаниями в конце 2016 г. Глобальной ассоциации виртуальной реальности (GVRA), по состоянию на начало 2019 г. достичь практических результатов в решении этой проблемы пока не удалось.
Основные сферы применения
По экспертным оценкам, технологии виртуальной реальности едва прошли начальный этап своего развития, но их потенциал открывает перед разработчиками блестящие перспективы. В настоящее время основными сферами применения VR-технологий являются:
-
компьютерные игры;
-
индустрия отдыха и развлечений;
-
тренажёры и симуляторы для обучения специалистов отдельных профессий – пилотов, машинистов, водителей, операторов особенно сложного оборудования и опасных производств;
-
учебные программы – от начального до высшего образования;
-
музеи;
-
рекламный и туристический бизнес.
Массовое применение технологий виртуальной реальности с полным погружением в сфере образования ограничивается не только высокой стоимостью оборудования, но и отсутствием результатов научных исследований об их влиянии на психику человека.
Мировой рынок продуктов VR динамично развивается, и, по экспертным оценкам от Gartner и IDC, к 2022 году объёмы их продаж возрастут в десять раз в сравнении с показателями 2017 года. При этом возможности оборудования будут расти, а цены на него снижаться, благодаря чему виртуальная реальность станет доступнее для пользователей.